танцующий бог...

Тайна Деяния (Кармы)

Сита Рам Сингх
(апрель 2003)

ИНДУССКАЯ философия различает целых 84 лакхов Йони (типов жизни), среди которых Манушйа Йони (человеческая жизнь) расценивается как лучшая для прогресса души.
В то время как все другие Йони являются или Джада (подобно растениям), или Бхога (рождение, короткая жизнь, размножение и смерть - подобно птицам, животным, насекомым и т.д.), Манушйа суть Карма Йони (деятельная жизнь), где индивидуум одарен способностями ума, интеллекта и памяти, которые помогают ему совершать выбор. Интеллект дает человеку силу различать и способности для самоанализа, позволяя осознавать комплекс вопросов: " Кто Я? Откуда Я? Куда Я иду? " - в отличие от других форм жизни.

Поскольку в этом мире ничто не случается без причины, должна существовать и некая причина разнообразия, особенно среди человечества: богатый-бедный, здоровый-болезненный, счастливый-страдающий, красивый-уродливый и т.д. Бог, как милосердный отец, исполненный любви ко всему творению, не является ответственным за эти различия. Провидцы и мудрецы Индии в свете знания относят это разнообразие к проявлению Кармы (деятельности) индивидуума. Каждый пожинает то, что сеет.

Гита 5.15: Всевышний не ответсвеннен за чьи-либо греховные или благочестивые поступки; (причина того, что) живые существа находятся в заблуждении - (их состояние обусловленности, то что) знание покрыто неведеньем. Не принимает Господь ни греха, ни праведности от кого-либо. Мудрость окутана неведеньем, и поэтому смертные заблуждаются.

Объясняя Нанда-баба, своему приемному отцу, и его родичам, Йадавам, смысл проведения Говардхана Пуджи вместо жертвоприношения Индра Девату, Шри Кришна говорит:
Каждый живущий рожден согласно его прошлой карме (разнообразной деятельности, согласно уровню развития архетипических качеств в их сочетании) и кончает жизнь, просто в результате своей теперешней кармы. Различные типы материального счастья и бед, комфорт и жизненные трудности - результат различных типов кармы прошлых жизней. Нужно, поэтому, освободится от старых обязательств (кармических долгов), справедливо, согласно Шастрам (описывающим законы деятельности), что гарантирует будущую счастливую жизнь. (Шримад Бхагаватам, 10-я сканда, 18. 32)

Господь Шива объясняет Шри Парвати в КАРМАВИПАКА САМХИТЕ (I, 33-34) то же самое:
Все живые существа, рождающиеся в этом мире, продолжают вершить карму (совершать деятельность) и конкретное лицо (индивидуум, совокупность качеств на некоем уровне генезиса) суть результат этого. Каждый должен подвергнуться результатам хорошей и плохой кармы (собственной деятельности), которые могут быть прекращены только изжитием всего их объема.

Для ясного понимания вышеприведенных текстов нужно ответить на следующие вопросы: " Что является источником и природой Дживы и его связи с телом? Почему Джива рождается? Что заставляет людей вершить карму (совершать деятельность) и каковы последствия этого? И, наконец, для чего это и как действовать правильно? "

О происхождении Дживы говорит Шри Кришна:
Джива есть мельчайшая часть Всевышнего. Становясь душой, живущей в материальном мире, она притягивает к себе эти пять чувств (слух, осязание, вкус, зрение и обоняние) и ум как шестое, которые являются частью Пракрити (природы, основы мира). (Бхагавад Гита, XV, 7)

Таким образом, индивидуум - сочетание Четана (разумного) и Ачетана (бессознательного) факторов. Разумный фактор называется Джива (Я, самостью), которая является вечной, неизменной природы, чрезвычайно тонкой и невидимой для человеческого глаза. Плотное тело, производное Ачетана Пракрити (бессознательной материи) - внешний покров Я. Из-за Майа (иллюзии) и Авидйа (невежества) ума, Джива забывает свое божественное начало и сознает себя телом, думая, что он - реальный Карта (исполнитель) и Бхокта (получатель) удовольствий и страданий.

В ГИТЕ, 2-й главе, Кришна объясняет Арджуне:
Джива всегда неизменен. Рождение и смерть касаются только физического тела. "Я" вечно и неразрушимо. Оружие не может повредить его, огонь не может сжечь, вода не может намочить и ветер не может иссушить.

Далее Кришна объясняет механизм кармы следующим образом:
Ум из-за невежества думает, что достижение материальных целей принесет удовольствие и счастье. Это размышление, относительно объектов чувств создает привязанность к ним.
Привязанность ведет к желанию (Кама) получить их. Когда желание не исполняется, возникает гнев (Кродха), который, в свою очередь, ведет к усилению невежества (Моха). Моха нарушает память (Смрити). Беспорядок в памяти нарушает рассудок (Буддхи наса), что разрушает самого человека.
Желания как жадное пламя разрушают человека. Желание пребывает в уме и чувствах. Вся наша деятельность происходит под влиянием импульсов скрытых желаний, в соответствии с Самскарами, цепляющимися за душу.

(Примечания:
Душа, помещенная в тело, нуждается в чувствах, уме и интеллекте, тонких элементах, которые позволяют воспринимать окружающее; и каждый опыт или восприятие оставляет отпечаток в уме. Например, зрение использует глаза, чтобы послать "отпечаток", называемый вритти (т.е. впечатление). Этот вритти затем анализируется и проанализированные фрагменты синтезируются умом (использующим информацию и от других органов чувств - и сверхсенситивных тоже), тогда интеллект принимает форму воспринятого объекта (цели), создавая то, что называют "мыслеформой".
Интеллект может отражать эту форму вритти - к душе.
Сознание души тогда освещает интеллектуальное представление деятельности органов чувств, таким образом делая возможным восприятие. Также, как зеркало, отражая свет лампы, освещает объекты, интеллект, который отражает сознание души, может различать объекты (цели). Интеллект бессознателен по природе, но может передавать впечатления, делая их доступными сознанию. Однако, решающим фактором в этом процессе остается Параматма (Сверхдуша): она и свидетель и тот, кто санкционирует действия, память и забвение. (Гита, 13.23 и 15.15)
Когда регистрируемые вритти раз за разом отражаются в уме - самскара создана.
Простой пример: если постоянно размышлять о любимом, его форма в конечном счете впечатлится в уме ("запомнится").
Вообще, традиционно, различаются два пути духовного развития:
- ведущий к подавлению всех материальных впечатлений (нивритти-марга). Йоги стремяться уничтожить все формы вритти, идя путем нивритти-марга. Для них йога - искусство избавления от вритти.
- последователи правритти-марга (карми, те, кто действуют согласно знанию законов кармы) непрерывно заполняют свои умы вритти. Эти люди стремятся превратить всю жизнь в единый обряд жертвоприношения, исполняя всю деятельность согласно нормам священных писаний.
Т.е. путь правритти-марга - создание и укрепление благоприятных самскар, не позволяющих совершать греховную деятельность и, таким образом, не увеличивающих количество злой кармы. Другая цель обрядов, формирующих самскары, состоит в том, чтобы создать набожные и благоприятные привычки в человеке, чтобы постепенно его характер улучшался. Характер конкретного человека сформирован различными, накопленными за многие жизни самскарами, образованными благодаря деятельности, которую человек считал полезной или приятной.
Каждый объект (цель), каждый новый опыт, каждая новая информация анализируются человеком в свете уже имеющихся самскар.
Поддержание и формирование "правильных" самскар последователи правритти-марга используют для очищения и защиты тела и ума. В ходе обрядов призываются благодетельные силы. Это значит, что такие самскары действуют не только на психологическом плане, хотя и это - важный аспект, но также отражают злые влияния, и материальные и тонкие. Согласно Гаутама-дхарма-сутре (8.14.26), самскары помогают формировать и развивать индивидуальность на физическом, психическом и духовном уровнях. Они также могут защитить от наследственных болезней.
Для этого, исполняющий предписания грихйа-сутр священник, чтобы призвать благословения богов, проводит жертвоприношения.
Священные писания, описывающие обряды, формирующие благоприятные самскары, обычно написаны для желающих получить материальную прибыль от своих действий, т.е. тех, кто заинтересован кармой. Поклоняющиеся божествам, святым и прородителям, они пытаются увеличить свое материальное богатство таким образом, чтобы и в дальнейшем получить от этого только благоприятные результаты, удовольствия.)
Рассказывая о Карме, Кришна сообщает Арджуне:
Это тело называется Кшетра (полем) и тот, кто живет в теле, называется Кшетрагйа или знающий поле. (Гита, XIII, 1)
Кшетра (поле) - земля, на которой все растет. Если посеять пшеницу, она и вырастет, если ничего не сеять и не культивировать землю, вырастут только сорняки, а урожаем станут только колючки.
Аналогично, в этом человеческом теле посеяны хорошая и плохая карма. Как вол пашет поле, так и пять индрия (чувств) под руководством манаса (ума) работают в теле и постоянно сеют семена хорошей или плохой кармы. Плоды суть впечатления, в форме самскар, цепляются за Дживу.
Удовольствие и страдание - функции ума, но невежественный человек отождествляет всего себя с физическим телом, не различает Я и тела. Действуя так, из чувств приязни и ненависти, он и пожинает плоды, - самскары. В следующем роджении он дальше идет тем же путем своей кармы (склонностям к тем или иным типам деятельности), - и Джива собирает еще больший урожай самскар. Так продолжается цикл рождения и смерти.
Индивидуум испытывает последствия своих греховных и добродетельных деяний в полной мере. Грех и добро, совершенные одной индивидуальностью, взаимно не аннулируются.

Последствия кармы (деятельности) связывают душу (Дживу), когда имеют место индивидуальные действия посредством тела, слова или мысли, либо их комбинации.
Если есть очень сильные чувства (привязанность или отвращение) в связи с некоторой вещью, тогда последствия кармы в форме самскары (связанной с этим объектом) будут очень сильны. Для человека, испытывающего чувства меньшей силы и результирующий эффект добавленной кармы будет пропорционально меньше.
Считается, что результаты очень мощной кармы (деятельности) нарастают мгновенно, а последствия обычных действий накапливаются довольно медленно, но это не истинно для каждого конкретного случая.
В то время как индивидуальное действие заметно, эффект его в форме самскары явно не различим, поскольку принадлежит к тонкому плану вселенной.

Так индивидуум накапливает карму. Существующая и будущие жизни определены чистым качеством этого накопления. Грубо говоря, приоритетное проявление страданий или счастья для живущего зависит от того, является ли большинство кармы, связанной с этой душой, злой или доброй.

Индусские священные писания подразделяют карму на три типа: (1) Санчита, (2) Прарабдха и (3) Крийамана.
Санчита карма - вся накопленная карма (в виде склонности к тому или иному виду деятельности, хранимая самскарами), подобно семенам в зернохранилище. Пока существуют хороший или плохой, или оба вида Санчита кармы, часть ее реализуется как
Прарабдха, предназначенная для наслаждения (но вызывающая страдания от реализации "плохих" самскара) на один срок жизни. Джива не может приблизиться к освобождению от обязательств кармы, пока запас Санчита кармы полностью не истощен (не изжит). Прарабдха карма - то, что, приведено в движение для реализации в конкретном теле, обеспеченном определенным набором качеств на определенном уровне развития в определенной среде, и называется в просторечье судьбой.
Родженный (индивидуальность в теле с качествами на конкретном уровне развития, меняющимися в строго определенной динамике, в строго определенной окружающей среде) наслаждается Прарабдха кармой, пересекая поток событий и вещей, которые ощущаются им гармонично или деструктивно, причиняя удовольствие или страдание.
Прарабдха карма реализуется тремя способами, названными, соответственно (1) Аниччха Прарабдха (испытываемая непреднамеренно - подобно падению дерева на человека, несчастный случай), (2) Пареччха Прарабдха (испытываемая через действие других - например от вора, крадущего вещи человека), и (3) Свеччха Прарабдха (испытываемая через собственные деяния, например, принятие неправильных решений в бизнесе или проигранные в казино деньги).
Криямана карма соответствует хорошим или плохим действиям, обдуманным или исполненным, по собственной доброй воле, в настоящей жизни.

Пять причин для всякого действия:
Место (кшетра, тело), исполнитель (карта, действующий), орудия различных видов (органы чувств), различные стремления (склонности в соответствии с самскарами, т.е. уровнем духовного развития) и, непременно, пятый, - Всевышний (Сверхдуша, разрешающий, дающий память и забвение). Гита, 18.13-14

Главный фактор, влияющий на наши конкретные действия, - Санчита Карма. В некоторых случаях, наша или чья-нибудь еще Прарабдха определяет нашу деятельность. Например, наша реакция на чьи-то призывы или требования. Человек свободен очищать Крияман Карму посредством благоприятных дел и Сатсангом со святыми (общением со святыми, поддержания своего круга общения из числа хороших людей). Следует всегда помнить, что действия на основе свободы выбора (Криямана) формируют Санчита и Прарабдха Карму. Следовательно, для собственного блага, нужно пытаться исполнять благие дела в настоящем, поскольку только в этом человек свободен.

Как уже сказано, цикл рождения и смерти (и, следовательно, страданий) заканчивается, только когда душа исчерпает и хорошую и плохую Санчита карму, не создав новую.

(Примечания:
Материальную жизнь называют паварга, потому что ей сопутствуют пять различных состояний страдания, представленных в санскрите как символы па, пха, ба, бха и ма. Па означает паришрама, - очень тяжелая работа. Пха означает пхена, или пену у рта (и то, с чем она ассоциируется: например, лошадь в мыле от чрезмерных усилий ). Ба означает бйартхад, разочарование. Несмотря на огромные усилия, в конце обычно разочарование. Бха означает бхайа или страх. В материальной жизни каждый опасаетя перемен к худшему, поскольку никто не знает будущего. Наконец, ма означает мритйу, или смерть. Когда человек искренне пытается выйти из-под влияния этих пяти различных состояний, то в конце-концов достигает апаварги, или свободы от оков материального существования.
Прабхупада Б.Св. Коммент "Шр.Бхагаватам" 11.21. Для тех, кто идет путем правритти-марга, - стремится удовлетворить желания, но не еще больше запутаться в колесе рождений и смертей, священные писания рекомендуют путь достижения четырех целей, называемых пурушартха: дхарма (благочестие); артха (экономическое процветание); кама (удовлетворение желаний); мокша (освобождение от цикла рождения и смерти). Достичь мокша можно только после достижения первых трех целей, не нарушая предписаний священных писаний, или полностью отвергнув первые три цели, посвятив себя исключительно поиску освобождения (нивритти-марга). Мокша представляет заключительную цель этой схемы, известной как ваидика-дхарма, что дает ощущение, будто дхарма, артха и кама, - всего лишь долгий процесс обучения для правильного понимания мокша. Дхарма (благочестие) приносит артху (экономическое развитие). Пройдя путем артхи, человек поворачивается к кама (удовольствиям). А когда он становится безразличным к тщетным и преходящим удовольствиям (в любом случае прерываемых периодами страданий), то ищет мокши, освобождения от неволи кармы - цикла рождений и смертей. Все духовно-философские школы Индии рекомендуют достижение освобождения посредством изучения священных писаний и размышлений (медитации). Человеческая форма жизни - возможность развития, духовного подъема или деградации. Она обеспечивает возможность достичь знания, которое может освободит от долгого эволюционного процесса (цикла рождения и смерти), восстанавливая духовное состояние. Это называется освобождением (апаварга).
Этого не отрицают даже школы последователей Будды, отвергающие возможность полного индивидуального освобождения)
Вопрос, который теперь естественно возникает - могут ли все три типа кармы быть исчерпаны только изжитием или для этого нужны иные средства?

Существует абсолютный ответ Шри Кришны. Он объясняет Арждуне:
Как пылающий огонь сжигает дрова в пепел, так и огонь знания Я превращает в пепел всю карму. (Гита IV, 37)

Человек достигает самоосознания постоянным исполнением добродетельных поступков, милосердием, служением другим незаинтересованно результатом (Нишкама), сатсангой, т.е. общением со святыми и Дхйаной (глубокой медитацией) на Всевышнего.
Также, как жареные семечки не могут прорастать, также вся Санчита карма становится неспособной принести плоды из-за огня Самоосознания. Человеку, достигшему состояния Самоосозния, не нужно переходить в другие тела, чтобы исчерпать через отдельные Прарабдхи всю не изжитую Санчита карму. Знание Я, однако, не сжигает Прарабдха карму, выделенную на рождение, в котором имеет место Самоосознание. Но самоосознанная личность исполняет Крийамана карму как деятельность, посвященную исключительно Всевышнему, что не образовывает самскар и не увеличивает баланс не изжитой кармы. И, после изжития Прарабдхи теперешней жизни, Дживанмукта теряет свою смертную форму и сливается с Всевышним.

Шри Кришна говорит Арджуне,
Тот, кто действует, посвящая все свои действия Брахману, отрешившись от привязанности (Нишкама), тому грех не вредит, как не вредит вода листьям лотоса. (Гита V, 10)

Более всего поддержанию состояния Нишкама мешают гнев, ревность, вражда, ненависть и т.д. Преодоление этого препятствия делает человека единым с Брахманом и требует строгого контроля не только поступков, но и ума.
Даже мысль, " я - Нишками ", отягощает Карму.

Кришна ручается Арджуне,
Отказавшись от всех материальных желаний, человек живет не имея желаний, без чувства собственности, без самомнения (гордыни), - и достигает совершенного мира. (Гита, 2.71)

Исполнение хороших дел с надеждой получить от этого хорошие результаты относится к Сакама карме (деятельности для удовлетворения чувств) или просто карме. Когда то же самое исполняется без какого-либо желания получить любой результат (нишкама), это становится Карма йогой. Сакама карма выполняется под влиянием желания. Такая деятельность дает результат и ее благоприятный эффект этим исчерпывается. Если деятельность, регламентируемая как Сакама карма, исполняется не строго в определенном состоянии ума, - она переходит в другую категорию деятельности и дает иные результаты (т.е. человек получает совсем не тот результат, к которому стремился в своей деятельности)...
Исполнение же того, что можно назвать Нишкама карма (Карма йога) не регламентируется. Как достичь состояния, которое позволит войти в этот тип деятельности, - полностью описано в Бхагават Гите, гл. 5 "Карма йога". И, даже если на пути обретения состояния нишками совершаются ошибки, это не повод для разочарования и печали.

В качестве заключения, следует отметить важные следствия исполнения Нишкама кармы: (1) Не важно, насколько "хорошо" с собственной или окружающих точки зрения Карма йога практикуется, - ее эффект проявляется всегда, (2) нет опасности получить неблагоприятный результат в случае "ошибки", (3) "Тот, кто идет по этому пути, не знает потерь; даже небольшое продвижение по нему освобождает от великих опасностей" (Гита 2.40) Такова сила Ниш-кама кармы.


Вернуться H o m e на главную

Hosted by uCoz