Полное тело Нарайаны подразделено на четыре части, называемые (1) Парам-Брахма, (2) Маха-Вишну, (3) Сада-Шива и (4) Васудева. Эти части не могут действительно быть как-то отделены от целого, поскольку они одинаково проникнуты чистым нектаром, различные же имена используются просто для удобства нашего ограниченного понимания. Таким образом, Нарайана с Шри [9] Шакти назван Маха-Вишну и обладает чистой [10] Сатва Гуной; Нарайана с Бху [11] Шакти - Парам-Брахма и обладает чистой Раджо Гуной; Нарайана с Нила [12] Шакти - Сада-Шива и обладает чистой Тамас Гуной. Эти три части полны нектаром и невоспринимаемы. Четвертая часть Нарайана - Васудева. Эту четверть далее подразделяют в два аспекта - один в проявленном или воспринимаемом (с тремя Шакти, то есть Шри-Шакти, Бху-Шакти и Нила-Шакти, - смешении трех Гун), и другой в невоспринимаемом (с двумя Шакти: Шри-Шакти и Бху-Шакти).
Тройное разделение продолжается на следующий уровень из-за экспансии этой части Васудевы с поводом вступления в каждую вселенную. Васудева принимает форму Гарбходакашайи Вишну, занимающего половину вселенной, которая полна водой Его пота от мук многократных рождений.
Экспансия Санкаршана (Нила Шакти - Тамас) далее развиваются в Маха Татву (изначальные пять состояний физического мира), экспансия Прадйумна (Бху Шакти - Раджас) развивается в Ахамкара (индивидуальность, эго) и Анируддха (Шри Шакти - Сатва) развивается в демиурга Брахму (Ахамкара мурти). Это представляет собой подобие стебля лотоса (родственное к пуповине), растущее из пупа Гарбходакашайи Вишну (как Анируддха). У этого стебля на вершине тысяча лепестков (подобно Сахасрара Чакре - тысячалепестковой Чакре на вершине черепа), местопребывание Брахмы. Стебель приравнивается к трем Лока (планы бытия) или к четырнадцати Локам, в зависимости от контекста. Такие блестящие образы помогают очищать многие неправильные представления. Например, никогда не заканчиваются споры относительно правильного времени рождения - или (a) это Гарбха правеша, т.е. выход из матки, (b) это Нади шодхана - перерезание пупка, (c) это Пратхама родана - первый крик? Если мы примем этот образ Брахмы на пупке Гарбходакашайи Вишну как символ рождения, то искомое - момент обрыва пуповины, который и является истинным рождением.
Ахамкара, имеющий преобладание Раджас, далее развивается в три части, основанные на Гуне. Большее количество Сатвы распространяется (рожденный от Сатвы или совершенства) - в Дева; Раджас распространяется (рожденный от Раджас или Страсти) - в Индрийа {пять Гйаниндрийа или чувства, связанные со знанием (1) запаха, (2) вкуса, (3) видимого, (4) слышимого и (5) осязаемого или ощущаемого; и пять Карминдрийа или пять первичных действий (1) речь, (2) схватыванье, (3) ходьба, (4) испражнение/ очищение и (5) порождение}; и Тамас распространяется (рожденный от Тамас или невежества) в Панча Бхута (пять состояний физического мира), названных (1) Агни - огонь/ энергия, (2) Притхви - земля/ твердый, (3) Джала - вода/ жидкость, (4) Вайу - ветер/ газ и (5) Акаша - эфир/ вакуум. Дхи (Высший разум Васудевы) входит в процесс творения через Ахамкара и, помимо создания Танматра (пяти тонких элементов - Агни, Притхви, Джала, Вайу и Акаша) и Индрийа, также создает Мана (Ум или сознание). Все эти творения активны, поскольку возникают с их индивидуальной Шакти. Фактически, сам Ахамкара создан от Раджа Прадйумна и, в свою очередь, его творения также обладают такими свойствами как соединение с целью создания активных элементов и тел, которые являются преимущественно раджасичными. Таким образом, все существа и живущие тела созданы от Ахамкара.
Вишну Пурана подтверждает этот постулат и добавляет, что Параматма - Пуруша, и Он - Каала или время (диспетчер шестнадцати принципов материального действия). Так развилось понятие Каала Пуруши (олицетворение времени как аспект Бога) и Бха-Чакры (зодиак) как небесных часов, которые не только представляют Каала Пурушу но также указывают качество времени. Кширодакашаи Вишну или Параматма, распространяясь от Васудевы/ Гарбходакашаи Вишну в тело Брахмы (через Саттвичную инкарнацию Анируддхи), затем входит в тело каждого живого существа, с местопребыванием в сердце (лотосе [17]). Аналогичным образом, Дживатма (или индивидуальная персональная душа), также входит в тело и находится около Парам Атма в сердце. Парашара [18] считает, что Параматма присутствует во всех Дживах, то есть все живые существа имеют частью божественную искру Вишну в сердце. Мощь этой искры Вишну указывает Параматма-амшу, сила собственной индивидуальной души называется Джива-амша.
Санкхйа Шастра содержит аналогичные представления (как учит Шри Кришна в Шримад Бхагават Гите и Капила Муни, инкарнация Вишну, в Шримад Бхагаватам) относительно экспансии Гарбходакашайи Вишну. Это учение принципиально отлично от фундаментального атеизма Санкхйа Шастры в Санкхйа Карика Ишваракришна, приписываемого Капиле.
Капила Муни, легендарный основатель этой системы философии [19], передал это знание Его матери, Девахути, и отличен от Капилы (второго) как указано в Бхагаватам. Основное отличие - точка зрения на Пурушу как первичного творца (Кришна/ Капила) и просто бездействующего свидетеля эволюции Пракрити (Ишваракришна).
Экспансия Васудева основывается на двадцати пяти принципах (Татвах). Первый принцип [1] Пуруша или Васудева источник развития, Кто бросает взгляд на [2] Пракрити (Шакти - персонифицированна как Мать Природа), возлежа на Карана Сагар (причинном океане). Пуруша имеет три формы [20] как (a) Маха-Вишну или Каранодакашаи Вишну, (b) Гарбходакашаи Вишну и (c) Кширодакашаи Вишну на трех уровнях развития. На первом уровне, выдох Каранодакашаи Вишну производит неисчислимые вселенные, которые начинаются как семя и расширяются, поскольку они плавают выше причинного океана. На втором уровне, Гарбходакашаи Вишну входит в каждую из этих вселенных и взаимодействует с Пракрити в ее трех качествах, именуемых Гуна, чтобы произвести, помимо прочего, [3] интеллект (Дхи или буддхи, называемый Маха, т.е. Великий). Производным интеллекта является [4] Ахамкара (сознание себя, Я).
Ахамкара взаимодействует с Нила Шакти в Тамасе (неведеньи), производя Танматра (пять форм материального существования в элементарной форме). Танматра или элементарные тонкие (про-) формы материи - [5] Акаша - вакуум или эфир в зависимости от контекста, [6] Вайу - газ, [7] Джала - жидкость, [8] Притхви - твердое тело, [9] Агни - энергия. Пять форм грубой физической материи, названных Маха Бхута, были созданы от этих элементарных форм, под такими же названиями (поскольку принципиально не отличны от них): [10] Акаша, [11] Вайу, [12] Джала, [13] Притхви, [14] Агни.
Ахамкара взаимодействует с Бху Шакти в Раджасе (страсти), производя пять органов чувств, называемых Гйаниндрийа, [15] слух, [16] осязание, [17] зрение, [18] вкус, [19] обоняние, и пять органов действия по имени Карминдрийа [20] речь, [21] хватание, [22] ходьба, [23] порождение и, [24] испражнение. Каждый из этих органов и чувств соответствует Танматра/ Маха Бхута, соответственно. Конечный продукт Ахамкара - Мана (ум, сознание), которое взаимодействует с различными Гйаниндрийа и Карминдрийа, и находится под влиянием Танматра и Махабхута, то есть сознание - связь между чувствами и органами, которые находятся в постоянном взаимодействии с элементарными и плотно-материальными формами.
Антаранга Шакти (внутренняя духовная энергия) имеет три свойства. Один называется Хладини Шакти и подобен Нила Шакти или потенции удовольствия; эта внутренняя (непроявленная) четверть Всевышнего родственна Садашиве. Другой называется Сандхини Шакти, подобный Шри Шакти или экзистенциальной потенции, и эта часть Всевышнего - Маха Вишну. Третий аспект духовной энергии называется Самвит Шакти, подобен Бху Шакти или познавательной потенции, и эта четверть Всевышнего - Парам Брахма. Смотрите рис.1, где их схематично показывают как три полных четверти в невидимой части. Падма Пурана обращается к ним как Три-Пада-Вибхути (три четверти) и объясгняет сложные детали. Там же добавлено, что материальное проявление находится в Эка-Пада-Вибхути (одна четверть).
Татастха Шакти присутствует в четвертой четверти как граница или кромка между внутренней Антаранга Шакти и внешней Бахиранга Шакти. Как упомянуто выше, это также духовная энергия и рассматривается Парашарой как обладающая двумя свойствами - Шри Шакти и Бху Шакти. Нарайана в Его взаимодействии с Татастха Шакти известен как Васудева и представлен половиной четвертой четверти в схеме (рис.1). Эта часть также непроявленна. Васудева в Его многократных экспансиях как Кширодакашайи Вишну - Параматма (Универсальная душа или Макрокосмическая экспансия). Имя Кширодакашайи Вишну подразумевает йогу (связь) Васудевы и Шри Шакти и указывает восприятие Параматмы как чистой Сатва Гуны. Это рассматривается как чистый белый свет, как обозначено описательным термином Кширодакашайи [21]. Другая Йога Васудевы - с Бху Шакти, и эта многократная экспансия называется Дживатма (Индивидуальная духовная душа или Микрокосмическая экспансия). Подобно тому, как светлые цвета похожи на исходный белый свет почти во всем, кроме спектра, также Дживатма имеет потенцию Параматмы, но отлична в индивидуальной силе.
Эти Дживатма или Джива подобны частицам воды, которые получив чрезмерную энергию (Раджас от Бху Шакти), стали паром и оставили поверхность кипящей воды. Удалившись от поверхности воды, эти крошечные водные капельки приобретают различные формы в различных сущностях и верят в их независимое существование в этих сущностях, как отличные от воды, из которой произошли. Подобным образом, Дживатма, живущие в материальных сущностях, начинают верить в их независимое существование как отличные от Параматмы. Ближайшая связь, которую каждый имеет с Богом - близость Дживатмы и Параматмы в сердце (лотосе).
Внешняя Бахиранга Шакти присутствует в другой половине четвертой четверти и имеет Йогу с Васудевой как Шри, Бху и Нила Шакти для процесса творения.
Шри Джива Госвами перечисляет двадцать Шакти в Бхагавад Сандарбха, Парашара говорит о сорока Шакти в двух группах по двадцать в каждой как потенциях духовной энергии. Это следует обсуждать в отдельном издании под общей темой Вимсамша.
Сатхапатха Брахмана 14.16:
Katame te trayastrimshat iti ashtou vasavah; ekadasa Rudra, dwadasa-Adityah ta ekatrimshat;
Indraschaiva Prajapatischa trayatrimshaviti.
(Мы) говорим о тридцати трех (Дева), которых восемь Васу, одиннадцать Рудр и двенадцать Адитйа составляют вцелом тридцать один. Индра и включенный Праджапати приводят их число к тридцати трем.
Эти одиннадцать Рудра (включая Махешвару) ответственны за разрушение (изжитие) всего, что было создано и составляют второй принцип Джйотиша. Сначала происходит разрушение физического тела "уходом" любого из десяти Рудр. После этого Атма (душа) отделяется от Мана (ума, сознания) Махешварой (Шивой), одиннадцатым Рудрой. Два узла Луны, Раху и Кету - разрушители. Раху ответственнен за разрушение Светил и знаков (Двадаша Адитйа). Кету уничтожает материальное творение, представленное Панча Татва (в Джйотише это пять планет Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн) и Накшетра. Рудры могут рассматриваться как обязательное наличие силы в любом порожденном, и живом и не-живом. Они символизируют силу Бога и - также силу созданного (порожденного, сотворенного), результат их ухода в ослаблении тела и его разрушении.
Их именуют Адитйа, как распределяющих пищу и все, необходимое для созидания и поддержки существования (Дана), вдохновения, оживления, возбуждения, сексуальной силы и энергии (Мада). Адитйа - дающие, и все приходит от них. Таким образом, двенадцать знаков представляют все материальные формы созидания.
Зодиак в любой момент времени разделен на две половины линией горизонта. Так как земля вращается с запада на восток, планеты и звезды для земного наблюдателя движутся в противоположном направлении. Солнце восходит на востоке утром, поднимается к середине небес (МС) к полудню и затем начинает опускаться, пока не пересечет западный горизонт. Лагна это точка восточного горизонта, через которую поднимается видимая половина Зодиака, как на восходе - Солнце. Точка западного горизонта, через которую зодиак опускается или уходит за горизонт, называется десцендент (DC). Зодиак разделен на две половины, называемые Друсйа (видимый) и Адрусйа (невидимый), линией горизонта, где небо в видимой половине, остальная части ниже горизонта в невидимой половине. Друсйа Раси или знаки Зодиака (полные или части) в видимой половине - небеса, называемые лока, Адрусйа Раси или знаки Зодиака (полные или части) в невидимой части или ниже горизонта называются адом или Тала. Есть два типа восприятия, основанные на (1) материальном или физическом существовании и (2) духовном существовании, чтобы описать эти небеса и ад.
Три материальных мира
Физическая вселенная может классифицироваться как три части, называемые Бху лока (земля), Бхува лока (небесный свод или солнечная система, которая содержит нава граха) и Сварга лока (Небо, содержащее фиксированные звезды, являющиеся местом жительства полубогов).
Геоцентрический Зодиак (Бху лока как его центр), ограниченный Бхува локой, называется Вишну Чакрой (Тропический Зодиак, где проявляются погода и другие атмосферные явления).
Геоцентрический Зодиак, основанный на фиксированных звездах, называется Нарайана Чакра (Сидерический Зодиак). Эти термины определенно указаны в Вишну Пуране. Религиозный индуист читает каждое утро для благословений этого материального творения мантру Ом Бхур-бхува-свах как добавление перед Гайатри Мантрой.
Четырнадцать духовных миров
Таким образом, имеются семь небес и семь адских миров. Небеса, называемые лока [28], находятся в семи частях:
1. Видимая часть Лагны (восходящий знак/дом), которая уже взошла, то есть от начала знака до долготы асцендента (АС, Лагна спхута), называется Сатйа лока, символизируется тысячалепестковым лотосом, на котором пребывает прародитель Праджапати (форма Брахмы). Это место создателя (творца) и Он васхваляем всеми Его созданиями. Это показывает славу как результат хвалы, здоровье и бодрость.
2. Видимая часть седьмого дома/ знака называется Бху лока (земной план). Показывает смерть и возрождение, поскольку это - также Мритйу лока или место где происходит смерть.
3. Десятый дом / знак (с МС как троном Индры), называемый Свах или Сварга лока.
4. Остающиеся знаки / дома в видимой части (8, 9, 11 и 12-й) - Бхува, Маха, Гйанах и Тапах лока.
Таким образом, эти семь небес - Бху, Бхува, Свах, Маха, Джанах, Тапах и Сатйа лока [29] и божества планет Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна, Сатурн и Юпитер, соответственно, осуществляют контроль над этими лока. Семь адских миров - невидимая часть Зодиака, называются Атала, (В)Битала, Сутала, Талатала, Расатала, Махатала и Патала, соответственно. Имеются семь Нарка (самые низшие адские миры для наказания) ниже этих семи Тала и все они расположены в низшей точке, точно противоположной середине небес в четвертом доме (Имум Коэли, IC). Духовный индус, стремящийся к самым высоким небесам, читает мантру Ом Бхур- Ом Бхува- Ом Свах- Ом Маха- Ом Гйана- Ом Тапах- Ом Сатйам каждодневно, как добавление перед Гайатри мантрой.
Таким образом, в любой карте седьмой дом исследуют на предмет смерти и возрождения. Если смерть происходит в течение периода планеты в седьмом доме или его управителя, то можно уверено утверждать, что будет возрождение. Место возрождения можно предполагать от планеты / знака в седьмом доме. Если Марс находится в седьмом доме, то душа должна принять рождение на острове, подобном Шри-Ланке. Другие признаки можно найти в стандартных текстах. Также по этой причине Парашара рекомендует Мритунджайа Мантру с просьбой о Мокше (освобождении от цикла возрождения) в течение периодов таких планет, связанных с седьмым домом. 12-й дом или часть как раз перед Лагной - Сатйа лока, самая высшая духовная область, попав куда, душа уже не падает в зарождение. Постоянно повторяя Ом Тат Сат и живя праведной жизнью, поклоняющийся достигает Сатйа локи и самых высоких небес, откуда не возвращаются в Мритйу лока.
Таким образом, мы заключаем, что 33 Дева - основная парадигма Джйотиша и что они могут также быть сгруппированы, основываясь на подвижности. Эти группы:
- Неподвижные звезды формируют группу 27 (или 28) Накшетра,
- Место и разделения времени формируют группу Раси или Двадаша Адитйа,
- Светила (1) Солнце и (2) Луна; Панча Татва, управляемые (3) Марсом, (4) Меркурием, (5) Юпитером, (6) Венерой и (7) Сатурном; Рудра представляют (8) Раху и (9) Кету. Они формируют третью группу подвижных тел, называемых Граха. Поскольку их девять, они называются Нава Граха.
Панча Татва - не Девы в своем физическом проявлении, но способности вести процесс и курс жизни через различные формы и проявления - это Дева. Например, вода, - Джала татва и физический первоэлемент (Бхута), произошедший от Тамас. Тем не менее, знание, что вода может утолить жажду, является Дева. Это отличие между физическим элементом как таковым и знанием, связанным с ним, нужно понять как различие между Бхута и Дева. В человеческом теле, ни поглощаемые пища и жидкости, ни воздух, которым мы дышим, ни усваиваемая и накапливаемая энергия - не Дева. Это просто Татвы или физические элементы, работающие в соответствии с законами природы.
С гелиоцентрической точки зрения, планеты обладают Сатва Гуной, но иное для геоцентрических представлений. Здесь мы видим ускорение планет, замедление и также прибывание в бездействии (стационарные положения на орбите). Эти движения были изучены, и им были приписаны различные умственные состояния. Например, планета, которая ускоряется и перемещается очень быстро, как считают, находится в Бхиита авастха, то есть испуганна и убегает.
Одно из важных учений Бхагаватам - то, что различным воплощениям и формам Бога люди поклоняются для достижения различных желаний.
Рекомендуемое чтение:
Brihat Parasara Hora Shastra Vol 1 и 2
Satapatha Brahmana
Srimad Bhagavatam
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] BPHS 1.9
[2]проявление упомянуто как Майа или иллюзия, а в Бхагавад Гите называется Акшара (слог), неизменный Брахма. Таким образом, Нарайана выше даже этого слога.
[3] Нарайана - составное из двух слов: Нара значит "любое тело", Айана значит "цель". Таким образом, сложное слово Нарайана означает окончательную цель каждого тела, и живого, и не-живого, или подвижного и неподвижного. В более тонком смысле это относится к индивидуальной душе (Микромир), прилагающий усилия достичь Союза (Йоги) с Универсальной Душой (Макромир). Таким образом, Нарайана также означает эту универсальную душу или высшую индивидуальность Бога.
[4] Poornamada poornamidam poornatapoornamudachyate; poornasya poornamadaya poornamevavasisyate.
[5] Ниргуна означает нетронутый материальным загрязнением - [Prabhupada]. Вне Гуны или без Гун.
[6] Bhagavat Gita 9.8
[7] Гуна - три основных материальных качества Пракрити (персонифицированной природы) как Сатва (Благоприятное, Совершенство), Радж (Страсть) и Тамас (Невежество).
[8] Шакти буквально означает силу или мощь и, определенно, указывает силу достижения цели. Три первичных цели - созидание, сохранение и разрушение.
[9] Шри Шакти - потенция, являющаяся причиной Сатва Гуны, персонифицирована как Маха-Лакшми. Сатва Гуна имеет природу Совершенства (Благоприятного), причина сохранения.
[10] слово чистый указывает присутствие Амрита (нектара), который дает бессмертие или ощущение бессмертия в относительной временной концепции.
[11] Бху Шакти - потенция, причина Раджо Гуны и персонифицирована как Маха Сарасвати. Сатва Гуна имеет природу Страсти, причиняющей созидание (творение, порождение).
[12] Нила Шакти - потенция, причина Тамо Гуны и персонифицирована как Маха-Кали. Тамо Гуна имеет природу Невежества, причиняющего разрушение.
[13] SB 1.3.1
[14] SB 1.3.1, пояснения
[15] Trinipada vichakrame Vishnur-gopa adabhya. Atho dharmani dharayen. RV
[16] Это утверждение Парашары (BPHS 1.14 -1.17) подтверждено шлокой - Om namastubhyam Bhagavate Vasudevaaya dhimahi. Pradyumnayaaya, Aniruddhaaya namah Sankarshanaya cha. Кроме того нас учат, что интеллект Дхи эволюционирует с этими экспансиями, что, в свою очередь, кончается созданием (a) Брахмы и 14 Лок, (b) Ахамкара, который создает живые существа и (c) Маха татвы. Эти экспансии спонтанны, без обусловленности временем.
[17] из Приложение 1: Сердечный лотос - Хридайа Падма или психический центр энергии в области сердца.
[18] BPHS 1.21 -24
[19] имеются шесть систем философии, называемые Шад-Даршан.
[20] Laghu Bhagavatamrita, Purva Khanda, 33
[21] Кшира означает молоко и, следовательно, Кширодакашайи, - "спящий на океане молока", чистое белое сияние Параматмы.
[22] Dhatupatha
[23] См. Гл. 8 "Упадеша Сутр Джаимини Махариши"
[24] там же 7.16
[25] Sloka 1.6 Satyasamhita vai deva
[26] Sloka 3.7.3.10 Vidmanso hi deva
[27] Джаимини дал значительные детали о вычислениях этих одиннадцати Rudra (десять Рудр, а одиннадцатого он называет Махешвара или Шива, кто ответствен за освобождение души). Это объясняется в разд. VIII (Ayur Khand - Долговечность).
[28] названия семи лок как дано - из Маркандейа Пураны. Люди живут в Бху лока (земной план), в то время как птицы, облака и полубоги проживают в Бхува локе. Названия, данные семи небесам, обозначенные семью знаками, отличны в иной ведической литературе. Однако, названия, данные здесь, не менее подлинны, поскольку Риши Маркандейа получил знания Вед от нескольких Махариши, включая Риши Чйаван и Праджапати Дакши. Он был также дед Парашара Муни.
[30] BG 10.19 - 10.37
[31] SB 1.1.7